Харвестер (в узких кругах известен как валочно-сучкорезно-расряжевочная машина )

Харвестер является основной машиной для заготовки сортиментов в условиях лесосеки и относится к группе самоходных машин. Он состоит из базы, на которой монтируется технологическое оборудование.

В качестве базы в целях удешевления харвестеров или же создания машин двойного назначения могут использоваться гусеничные или колесные тракторы общего назначения, экскаваторы, дорожно-строительные или грузоподъемные машины (реже), а также специализированные функциональные шасси с энергетической установкой. По типу шасси выделяют харвестеры: гусеничные, имеющие от двух до четырех гусениц; колесные, с колесной формулой 4К2 , 4К4, 6К6 и 8К8; шагающие и комбинированные. Два последних типа харвестеров в единичных экземплярах появились в конце XX века, сегодня являются самыми дорогими, но наиболее совместимыми с лесной средой, т.к. наносят минимальный вред лесосеке, оставляя дискретную колею.

По виду трансмиссии выделяют харвестеры, имеющие механическую (редко), электрогидравлическую и гидростатическую трансмиссии. Новые модели харвестеров имеют гидростатическую трансмиссию, работа которой оптимизируется бортовым компьютером. Наличие гидростата в трансмиссии позволяет двигаться по слабым лесным почвогрунтам практически без пробуксовки колес с плавным увеличением крутящего момента на колесе от нуля.

По массе харвестеры классифицируются на легкие , массой до 7 т, средние – от 7 до 15 т и тяжелые, массой свыше 15 т.

По назначению выделяют харвестеры: для проведения рубок главного и (или) промежуточного пользования. По технологическим признакам работы харвестеры делятся на узкозахватные и широкозахватные, которые в свою очередь могут быть фронтального, флангового и кругового действия. По положению дерева после срезания выделяют харвестеры с вертикальным его положением в процессе обработки (резки) и горизонтальным. Легкие узкозахватные харвестеры фронтального действия могут работать под пологом леса. Несмотря на компактность, серьезным недостатком узкозахватных харвестеров является необходимость их подъезда для срезания практически к каждому дереву, что негативно влияет на лесную среду. По этой причине отдается предпочтение широкозахватным харвестерам кругового действия. Еще больше уменьшают число проходов на лесосеке, а следовательно негативное воздействие на лесные почвогрунты, разрабатываемые в настоящее время форвардеры (рис. 1, л’). Они объединяют в себе “харвестерную” и “форвардерную” системы. Данные машины, обеспечивающие срезание дерева, получение из него сортиментов, их погрузку на себя и подвозку к лесовозному усу, по мнению специалистов западноевропейских фирм весьма перспективны, особенно на несплошных рубках.

В зависимости от конструкции технологического оборудования харвестеры подразделяются на одно- и двухмодульные. Конструктивной особенностью одномодульных (грейферных) харвестеров (рис. 1, а–ф, а’–л’) является комбинированный валочно-сучкорезно-раскряжевочный модуль, монтируемый на рукояти манипулятора вылетом 4…12 м. Такая компоновка способствует сохранению подроста, исключает перехваты обрабатываемого дерева, обеспечивает выпиловку неограниченного количества длин сортиментов и выбор места их укладки. Двухмодульные (двухприемные) харвестеры оснащаются валочным модулем, установленным на манипуляторе и сучкорезно-раскряжевочным модулем (процессорным агрегатом), смонтированным на самоходном шасси (рис. 1, м’ – c’). Такие машины менее технологичны, но позволяют работать в лесонасаждениях с большим средним объемом хлыста. После спиливания и валки дерева, оно переносится для обрезки сучьев и раскряжевки в процессорный агрегат. Возможность поворота процессорного агрегата в горизонтальной плоскости и двухсторонняя сброска выпиленных сортиментов позволяет формировать несколько пачек в пределах угла по-ворота (до 270?), осуществляя предварительную сортировку лесоматериалов.

Хостинг от uCoz